Биография Ивана Ефремова от Ольги Ереминой и Николая Смирнова - молодость

Иван Ефремов - это один из тех редких людей, которые в реальной жизни круче своих литературных героев. Как обычно бывает? Обычно о мускулистых героях и героических путешественниках пишут далеко не самые стройные люди, редко покидающие тепло и уют удобного кресла. Иван Антонович сам совершил массу опаснейших путешествий по самым дикими и опасным местам, голодал, мерз и рисковал своей жизнью. Причем не ради наживы, а ради науки - даже в самые тяжелые моменты не забывая о сложных исследованиях. Одно это делает историю его жизни безумно интересной. А ведь он еще стал крупным ученым и одним из наиболее ярких русских мыслителей XX века - к сожалению совсем не вписавшимся в общую атмосферу деградации и невежества, воцарившуюся в России к концу этого столетия. Весьма злая ирония судьбы, чем-то напоминающая историю с Антонио Грамши, привела к тому, что его идеи оказались ближе к полностью чуждому Ефремову западно-атлантическому обществу. А в родной стране даже коммунисты начали мутировать в традиционно-консервативное движение причудливо мешающие красные символы с православием - и само собой чуждое мечте о научном преобразовании мира в лучшую сторону. На этом фоне особенно отраден тот факт, что все-таки есть помнящие Ефремова люди, которые хранят его наследие и даже написали подробную биографию с кучей не публиковавшихся ранее материалов из личного архива самого писателя, его родственников и друзей.

Ефремов в Верхне-Чарской экспедиции. 1934 г.

читать далее

Коммунизм, СССР, быт и свобода

Барахлит телек? Паяльник в руки, схему в зубы - поменял пару кондеев, и опять работает. Сейчас - телек на помойку и бегом за новым. Я эффективный менеджер, я не хочу паять, я хочу плазму во всю стену.

Нет твоего размера/роста/расцветки/ткани? Машинку в руки, раскройку в зубы - и у тебя в руках оригинальное платье/костюм. Сейчас - сотни постов на "Задолбали" о том, как плохо у нас торговля поставлена.

Хочется отдохнуть? Рюкзак на спину, компас в зубы - и на восход, на Башкирский Урал! Сейчас - стоны, как в Турции ужасно отдыхать в дешманских отелях.

Стучит движок? Трёхлитровка пива, и за вечер в гаражах с мужиками всё налажено. Сейчас - я не хочу знать, куда тут льют бензин, для этого на заправках специальный холоп есть!
(...)
Сейчас человек загнан в узкие рамки. Он должен выполнять строго одну функцию, и не более. Не выходить за рамки своей ниши. Он должен с детства привыкнуть к тому, что его обслуживают такие же люди-функции.
(...)
Офисный сиделец, заточенный на купи-продай, на потребление "доширака", сериала про ментов и футбола. Который будет платить сантехнику за резиновую прокладку, стоматологу за совет тщательно полоскать рот после еды, автомастеру за замену лампочки в фаре. Который будет платить кредит за машину, кредит за квартиру, кредит за Таиланд, кредит за плазму. Который будет жить на работе, ужасаться наличию детей и раздражаться на просьбы родителей и родственников о помощи. Мечты которого будут заключаться только в выплате кредитов и "незабываемой ночи в шикарном отеле".

(stalinetz-s65)

Это свобода? Это правильно? Это достойно человека - шить вручную одежду, сидеть в гараже с трехлитровкой пива, паять бытовую технику?

Даже в СССР понимали, что это неправильно и что надо человека избавлять от всей это бессмысленной бытовухи. Это понимали еще большевики, еще ранние коммунисты в 1920-х с их мечтами об автоматизации быта и общественном питании (хотя тогда это и не позволял сделать технологический уровень). Про это писал Ефремов.

Читать далее

Воспитательный эффект Голливуда

Авторы как бы говорят юному зрителю: Тебе нечего желать. Тебе не о чем мечтать: мир - глупое бессмысленное место, в котором не место героизму и подвигам. У человечества глупое и бессмысленное прошлое. И такое же у него будущее. Не развивайся, не мечтай. Все, чему ты должен посвятить свою жизнь — это поиск «прикольного». Живи одним днем. Ни о чем не думай, ни о чем не мечтай. Превращайся в слизь.

Прочитал анализ недавнего голливудского фильма (очередной комедии с элементами фантастики) и решил вынести возникшие по итогам его прочтения мысли из комментария в отдельную запись.

У вас крайне примитивное представление о человеческой психике и воздействии на нее искусства - если вы всерьез считаете что комедийный фильм напрямую определяет мысли и ценности человека. Что зрители фильма обязательно будут делать и думать то же самое, что герои фильма. В реальности агрессивно навязываемые ценности могут вызвать прямо противоположную задуманной реакцию - протест и неприятие. Особенно у детей - в определенном возрасте они вообще проходят достаточно стандартный период тотального неприятия всех навязываемых ценностей. И опаснее всего если этот протест будет скрытым за притворным одобрением - как это произошло в СССР где огромное количество ненавидящих правильную официальную культуру людей до поры до времени скрывали это за фальшивым одобрением.

Читать далее

Про французские теракты

Мощность информационной бури действительно поражает - про Шарли отписываются люди которые не то что про политику, а вообще в своих дневниках почти ничего не пишут. Мой взгляд на ситуацию не то что бы противоречит расхожим точкам зрения - он скорее перпендикулярен. Меня в политических делах вообще интересует скорее понимание ситуации, от иллюзий по поводу возможности что-то изменить к лучшему я давно избавился - а вот интерес к познанию и стремление к истине никуда не делись. И почти все комментаторы не выходят за рамки пропагандисткой шумихи, отыгрывая предложенные им роли. Дело в том, что современное общество - это общество спектакля. Линейную пропаганду в духе "царь хороший" давно заменила более сложная постановочная система, неотъемлемой частью которой является не только оппозиция но и терроризм. Некоторые хотя бы в России уже начали замечать, что оппозиционные политики являются такими же актерами как и формально находящиеся наверху президенты и депутаты - и занимаются очень важным делом нейтрализации действительно протестных настроений, затягивая возможных возмутителей порядка в игру по правилам, внутрь матрицы. Но до сих пор мало кто понимает что террористы наравне с их жертвами точно так же являются участниками большой постановки. Теракты - это такая же обязательна часть демократии как выборы из двух и более кандидатов или демонстрации на улицах.

Читать далее

Основной принцип международной политики

В международной политике не бывает друзей. Бывают только враги. Возможно это покажется банальным и бессмысленным? Данный принцип интересен прежде всего своим применением - слишком многие внешне бессмысленные или загадочные события мировой истории он очень хорошо и просто объясняет.

Рассмотрим простой пример - какое-то государство (первое) воюет против второго государства в союзе с третьим. Вместе с союзником первое государство побеждает, уничтожает второе раз и навсегда, допустим поделив его территорию и граждан между собой, капитально промыв им мозги, убедив в ущербности своей собственной культуры и ассимимилировав в свое культурное пространство. Детали не важны. Это победа? На самом деле это поражение. Потому что вместо двух слабых врагов первое государство получило одного сильного. Степень поражения зависит от степени усиления союзника. Настоящая победа и основная цель международной политики - ослабить или уничтожить всех своих врагов. Включая временных "союзников". Перейдем от гипотетических примеров к реальной истории. Например истории второй мировой войны.

Вам никогда не казались странными эти бесконечные заигрывания с Гитлером - то Мюнхенский сговор, то пакт Молотова-Риббентроппа? Для их объяснения изобретают сложнейшие теории заговора, хотя все гораздо проще - целью каждого государства-участника - СССР, США, Великобритании, Франции, Германии и Японии, было одновременное ослабление всех остальных. Из этого несложно определить реальных победителей - это США и СССР. Великобритания однозначно оказалась в числе проигравших, хотя конечно ее поражение было гораздо мягче японского или немецкого. Этот принцип в равной мере объясняет массу других внешне непонятных событий - например почему ту же Германию раз за разом вооружали и восстанавливали после каждого катастрофического поражения.

Читать далее

Фотообзор - Lisa Holloway



Лиза Холловей живет в США, северо-восточной части Аризоны. У нее 10 детей. Раньше она занималась заказной фотографией в Лас-Вегасе, но сейчас решила посвящать больше времени семье, и ограничивается редкими уроками для небольших групп фотографов.

читать далее

Немного про нового президента АвтоВАЗа

— Когда в январе я пришел на АВТОВАЗ, на первом рабочем совещании в 7 часов утра мне принесли несколько презентаций. Вместо того чтобы выслушать докладчиков, я отправился на территорию завода и первым делом пошел в туалет. Там было грязно, краны не открывались, просто неприятно находиться внутри. Я сказал: с сегодняшнего дня мы меняем ситуацию на заводе. И начнем с туалетов. К 6 часам вечера эти проблемы должны быть решены. И они справились.

— Каждый день мы сражаемся с Renault-Nissan. Потому что я — АВТОВАЗ. Я не Renault. И не Nissan. Для большинства людей из Альянса спящий АВТОВАЗ — это отлично, это здорово упрощает им жизнь. Но мы спать не будем

На АВТОВАЗе — лучшая в Европе прессовая линия. Ты можешь в это поверить? И ведь никто об этом нигде не пишет, никто об этом не знает. А это наша гордость!

Read the rest of this entry »

исходная запись на vedomir.info

Открытое общество и его враги Карла Поппера в России

Карл Поппер - один из величайших философов как минимум XX века - был убежденным либералом, последовательно критиковал и фашизм и марксизм, считал политическую систему Великобритании и США наиболее совершенной из существующих. Неудивительно, что многие патриоты нашей страны, уничтоженной под лозунгами либерализма и демократии его искренне не любят. Однако, судя по многим признакам, они не пытались читать самого Поппера и судят о идеях открытого общества и демократии на основании "Рабинович напел" - терминологии рушивших СССР реформаторов. И хотя сейчас многие уже начали понимать что под либерализмом, демократией и многими другими вполне хорошими идеями у нас подавалась их полная противоположность, что идеологию пост-советских режимов правильнее называть либерал-фашизмом, фашизмом с либеральной терминологией, мало кто интересуется тем, что именно под этими понятиями понимается на самом Западе. Как мне кажется очень зря - ибо исторический успех западных стран заслуживает самого пристального изучения, которое сулит массу удивительных открытий - большая часть доводов Поппера отлично подходят для критики постсоветских реформ и современной внешней политики США. Вот основные тезисы "Открытого общества и его врагов":

1. Открытое общество - это общество, решения в котором принимаются на основе разумного обсуждения и осмысленного размышления, в противовес закрытому обществу, где решения принимаются на основе слепой веры в различные догмы и табу. Как не сложно заметить, ни послереформенный СССР ни майданная Украина не являются открытыми обществами и даже не движутся в этом направлении - просто набор коммунистических догм заменился слепой верой в "свободный рынок" или "кто не скачет - тот москаль".

2. Основной смысл демократии вовсе не во власти большинства - а возможности изменять общество мирным путем, сохранять его открытость. Большинство может выбрать диктатуру, но демократия не должна допускать такого развития событий. Важнейшей задачей любого демократического движения является прежде всего сохранение демократии - то есть самой возможности изменения общества мирным путем.

3. Свобода и равенство невозможны без государственного вмешательства. Без уравнивающего воздействия государства иллюзия свободы на самом деле оборачивается произволом сильных - либо в физическом либо в экономическом смысле. Таким образом свобода возможна только тогда, когда государственное вмешательство не дает сильным применять физическое или экономическое принуждение. Сравните это с псевдолиберальной пропагандой 1990-х о "неограниченной свободе рынка".

Read the rest of this entry »

исходная запись на vedomir.info

Счастье в результате или процессе?

Критикуя очередную статью о мотивации и тайм-менеджменте, задумался о соотношении процесса и результата при достижении счастья. С одной стороны мне однозначно кажется, что счастье кроется именно в процессе - проще говоря должен нравится сам процесс делания чего бы то ни было. Если делаешь что-то противное рассчитывая на удовольствие от достигнутой цели, счастлив не будешь. В принципе с этим согласны многие учения о счастье от дзэн-буддизма до современной психотерапии и авторов вроде Барбары Шер.

С другой стороны нельзя игнорировать и важность целей - особенно в плане взаимодействия с окружающим миром. В конце концов в большинстве случае мы не можем просто так взять и начать заниматься чем хочется. Могут мешать как материальные причины вроде нехватки денег, так и духовные вроде нехватки навыков или страха. Самой лучшей (а возможно и единственной) техникой достижения чего бы то ни было является выделение целей с целым рядом параметров, о чем написано просто безумное количество книг и статей. Одним словом тайм-менджмент.

Таким образом мы с одной стороны вроде как должны не гнаться за целями, а наслаждаться процессом. С другой стороны сама возможность наслаждаться процессом может быть целью, причем весьма отдаленной, требующей достижения множества промежуточных целей. Помочь в разрешении этого противоречия может один из важнейших принципов китайской философии, о котором надеюсь вскоре написать отдельно - принцип великого предела или сочетания внешне противоположных сил, часто называемых инь и ян. Проще говоря цели можно рассматривать как средство достижения процесса, помогающее как достигнуть необходимых условий во внешнем мире так и организовать погружение в процесс - в конце концов весьма сложно, например, просто рисовать картины вообще, гораздо проще разбить глобальный процесс на кучу мелких целей вроде нарисовать одну картину. С другой стороны процесс можно рассматривать как жизненно важно средство достижения целей, потому что без внимания к организации процесса достижения цели, получения удовольствия и от него, сами цели могут быть крайне труднодостижимы. При этом во время процесса могут возникать новые цели, а достижение целей может открыть для вас новые процессы, об удовольствии от которых вы и не подозревали.

Черный инь - это процесс. Белый ян - это цели. Правильное их сочетание в жизни будет выглядеть примерно так. Картинку я взял с википедии, но описание этого принципа там совершенно не отражает его реального смысла.

исходная запись на vedomir.info

Когда приходит постижение дзэн?

«Каким образом и когда приходит постижение; по каким признакам мастер оценивает состояние ученика?» Когда ученик просто живет, не помышляя ни о себе, ни о другом, исполняя должное без страха, но и без чрезмерного востор­га, не обращая внимания ни на похвалу, ни на порица­ние, вызванные его поступками, тогда учитель знает, что ученик вернул себе свою изначальную истинную приро­ду, свое истинное «я». Жизнь его тогда можно уподо­бить крутящемуся волчку: снаружи он стремительно дви­жется, в центре — покоен и недвижим. Дойдя до этой стадии, прямо и открыто глядя друг другу в лицо, мас­тер и ученик знают: от века были и остаются едины их умы, как едины они с умом Будды Шакьямуни и всех будд прошлого, настоящего и будущего. Но прошлого, настоящего и будущего также не существует, ведь и вре­мя превзойдено, оно осталось позади. Это истинно для тех, в ком внезапно и мгновенно вспыхнуло истинное постижение, и потому настоящий миг, сейчас, когда вы читаете эти строки, не отличен от того мига, когда в да­лекой Индии Шакьямуни улыбнулся Макакасё, и вы — Макакасё; этот миг в настоящем не отличен от того по­ луночного, когда Хуэйнэн тайно получил печать Дхар­мы, и это вы — Хуэйнэн в Древнем Китае; сейчас — тот самый миг, когда в XII в. в Японии Догэн смотрел на Коуна Эдзё, и вы — Коун Эдзё. Если вы жаждете истины так же, как повешенный жаждет ослабить пет­лю, охватившую его шею, истина этих слов внезапно откроется вам, вы узнаете, что вы есть, всегда были и всегда пребудете буддой; во все времена вы были и есть просветленный, и ваше просветление родилось одновре­менно и вместе со всей вселенной. Тот, кто обрел сердце Мондзю, превзошел не только двойственность, но и само единство. Вечно подтверждается истина слов Майстера Экхарта: «И человек будет так же свободен и чист, как в день, предшествовавший пониманию, когда пребывал он в утробе матери, ничего не имел, ничего не желал, ничего не знал. Только это состояние может быть на­ звано истинной духовной нищетой». Бодхидхарма же сказал:

Read the rest of this entry »

исходная запись на vedomir.info